Практически единственное место в мире, где можно обычному туристу окунуться в атмосферу настоящего гарема, - это Стамбул. Хоть увиденное и будет отличаться от саги всех европейских домохозяек «Великолепный Век», но размерами и отделкой этого небольшого города для султанских женщин туристы будут впечатлены. Хотя турецкий дворец Топкалы и не являлся самым большим гаремом в мире, но существуют значительное отличие его от остальных известных и неизвестных гаремов.
Расцвет политики гаремов
В средние века, особенно с расцветом берберского пиратства и татарских набегов на Восточную Европу, произошел стремительный взлет гаремной культуры. Планку в величине и богатстве гаремов задавала блистательная Османская Империя, где гарем перестал быть местом обитания любимых женщин султана, а стал центром политики, к которой были вынуждены прислушиваться все европейские короли.
Власть в любые времена одинакова. И все, кто близок к трону, стараются безудержно подражать своему властителю. Поэтому свои гаремы в Османской Империи появились у придворных и военачальников, губернаторов провинций и богатых купцов. У богатого османа гарем состоял из 10-12 женщин, у губернатора или крупного чиновника мог достигать и полусотни.
Но официально, любой подданный Османской Империи, как правоверный, не мог иметь более четырех жен. О них он должен был заботиться в первую очередь, содержать их родителей и родственников, если они к нему обратятся с просьбой. Но наложниц могло быть любое количество. Они подразделялись на «икбал», так назывались фаворитки и «гедикли» в переводе звучит как девушка приятная глазу. Гедикли были совсем юные от 14 до 17 лет и только готовились к роли фавориток.
Устройство султанского гарема
В гареме султана могло одновременно содержаться до 400-500 молодых женщин, и поэтому не удивительно, что большую часть своего времени глава могучей империи проводил именно в комнатах дворца Топкалы, который стал политический центром Стамбула. Поэтому главная власть в могучей империи принадлежала уже не султану с его визирями, а матери султана, любимой жене падишаха и кизляр-агази, главному евнуху гарема.
Этот триумвират вершил большую европейскую политику: отправлял послов, казнил неугодных придворных, объявлял войны. Мать султана великолепно разбиралась в гаремных интригах и хитросплетениях, и поэтому она была непререкаемым авторитетом как для обитателей гарема, так и для самого султана. Любимая жена султана - это величина не постоянная, поэтому её влияние за редким исключением было номинальным.
Главный евнух - это уникальная фигура, аналогов которой невозможно найти при дворе других правителей. По своему положению он считался рабом и султанской собственностью, но по влиянию он превосходил всех советников султана. Так как именно он готовил кандидатуру в постель султана и мог через неё донести властителю Империи любые мысли. Поэтому все великие визири (премьер-министры) Османской Империи после назначения пытались задобрить главного евнуха богатыми подарками. А так как великие визири менялись достаточно часто, а главному евнуху тратить было особо не на что, то были нередки случаи, что смотрители гарема входили в первую десятку самых богатых людей империи.
Изысканная алмазная казнь
Но великих визирей, как и других высокопоставленных придворных, это не спасало от изысканной фирменной казни султана. Если обычных подданных казни обыденные палачи, то для высокопоставленных придворных существовал особый тип мучительной казни, которую осуществлял тот же кизляр-агази (главный евнух). Если султан был недоволен, то придворному, который вызвал это недовольство, главный евнух подавал особую чашечку кофе с алмазной пылью. Обычно султан сам отбирал два перстня с алмазами. Один алмаз разбивался в пыль, а второй перстень предназначался главному евнуху за труды. Алмазная пыль, проглоченная вместе с кофе, разрезала все внутренности, и казненный умирал в мучениях, если не успевал приказать своим слугам убить себя.
Однажды в XVII веке султан Ибрагим I, по прозвищу «Безумный», попытался избавиться от гаремной зависимости. Причем сделал это простейшим методом. Он приказал своим телохранителям перетопить всех обитателей гарема, включая слуг и детей ночью в Босфоре. Всего тогда было утоплено от 500 до 800 человек. Ибрагим I пощадил только свою мать, которую очень уважал и любил. Султанша не стала отвечать ему взаимностью и через полгода устроила кровавый заговор, убив Ибрагима I и посадив на его место своего младшего сына. О том, как готовили девушек к жизни в гареме, и кто такие были «черные евнухи», мы расскажем в следующей части.
10