В апреле 1942 года в Ленинграде сделали первую попытку полностью переосмыслить историю города, которую знают все и одновременно не знает никто. В поисках подземных укрытий, подходящих для защиты от бомбежек представительная комиссия начала исследовать главный уровень города, который находился на отметке -5 и -10 метров.
Особая комиссия в допотопных подземельях
Особую комиссию возглавляли первые лица Ленинграда: председатель Ленсовета Петр Попков и майор ГБ Иван Шикторов, который в управлении НКВД по Ленинграду и Ленинградской области курировал вопросы специального строительства. Перед Великой Отечественной Войной были подготовлены и бомбоубежища, и бункеры, но условия, с которыми столкнулись защитники города на Неве, требовали новых площадей, для подземных госпиталей, безопасных бункеров и критичных производств.
Первая же вылазка особой комиссии дала поразительные результаты. Были обнаружены огромные тоннели под Кировским заводом, куда можно было не только переместить склады готовой продукции, но и перенести часть производств. На вопрос председателя Ленсовета, о том, кто это все построил, заместитель главного инженера сказал, что в Ленинграде немало удивительного, что скрывали от народа.
Он сказал,что до этого работал на Кавказе, на гранитном карьере и зная сложности обработки гранита и его природные свойства. Сделав промеры, он подсчитал, что гранитные набережные Санкт-Петербурга состоят из полумиллиона тонн одногой из самых твердых каменных пород. Чтобы перевести только готовые плиты облицовки требовалось 100000 тяжелых грузовиков, типа «Ярославец». Но и главное что обработка гранита может производиться, только специальными видами инструментальной стали с особыми добавками, которую начали производить только в начале двадцатого века. Железными орудиями труда можно только высечь снопы искр с поверхности гранита.
Новые загадки Северной Пальмиры
А также абсолютно неубедительными были сведения о подъеме цельных гранитных колонн на высоту. Инженер с Кировского завода привел пример, что металлическую конструкцию для производственного цеха, весом меньше гранитных колонн городских соборов, устанавливали шесть дней с помощью специальных кранов. Вручную и с помощью маломощных кранов сделать это было невозможно. И это было рассчитано с учетом всех инженерных знаний. Во всех городах мира не было такого объема отлично отполированных гранитных поверхностей, часто очень сложной формы.
А если взять все исторические объекты, расположенные в Ленинградской области, то такое количество полированного гранита могли в 30-ых годах двадцатого века изготовить все европейские камнерезные предприятия за 7 лет. Это с учетом активного использования электричества, причем 30% от этого объема составляли изделия из гранита, которые невозможно было изготовить, используя технологии первой половины ХХ века. Ни один город мира не мог похвастаться таким количеством гранита в отделке, который является не самым удобным материалом для строительства.
Увидев огромные тоннели под Кировским заводом, о которых никто не знал, Петр Попков дал задание подготовить к 22 апреля 1942 года докладную записку обо всех странностях Ленинграда с точки зрения архитектуры и строительства. Спускаясь в огромную штольню, обнаруженную в подземной анфиладе залов Адмиралтейства, Петр Попков понял, насколько прав был инженер Кировского завода, о том, что никто и никогда не занимался странностями Северной Пальмиры или Северной Венеции, и о том насколько Ленинград отличается от всех городов не только Советского Союза, но и всего мира.
Спуск в метро, которое еще не проектировали
За размышлением экспедиция наконец-то закончила спускаться по штольне и попала в тоннель, очень похожего на тоннели Московского метрополитена, который тянулся в две стороны от штольни. Тоннели были облицованы мелкой плиткой, в них было сухо и отлично дышалось, несмотря на то, что по все подсчетам комиссия находилась на глубине не менее 90 метров.
Вначале председатель Ленсовета очень обрадовался, тому, что комиссия нашла подземные коммуникации,в которых хватало места что бы разместить в безопасности все необходимые объекты и часть гражданского населения. Но напряженные лица чекистов давали понять, что вряд ли в ближайшее время они допустят в этот подземный ленинградский лабиринт кого-нибудь другого. По тоннелю, группа из пяти человек, шла более часа, пока не появилась ниша с обычной пожарной лестницей.
Необычным был только материал изготовления лестницы, это был металл, более всего похожий на алюминий, но его цвет был ярко розовый. Причем это была не покраска, а именно природный цвет металла. Поднявшись по лестнице с двумя площадками около тридцати метров, они попали в странное сооружение. Небольшая куполообразная комната с десятком металлических шкафов, из которой вели сразу четыре двери, напоминающие сейфовые.
Майор госбезопасности начал открывать одну из них. Такие многотонные двери присутствующим приходилось видеть только в перспективных военных проектах. В 1942 году такие двери, способные выдержать взрыв любой мощности еще не производились. Их просто не могло быть в глубоких подземельях Ленинграда. Загорелся яркий зеленый свет, и фантастическая картина открылась перед глазами особой комиссии…
Читайте также
- Последняя экспедиция Чингисхана. ОГПУ и главная тайна Тибета.
- Как не похудеть в Греции
- Последняя экспедиция Чингисхана. Агент ОГПУ
- Катар - пустынная жемчужина
- Таинственный подземный мир для майора госбезопасности
22