В мыслях и планах недоучившегося горного инженера Глеба Бокия был полное расстройство. В отличии от остальных участников экспедиции он представлял себе насколько сложный и трудоемкий процесс пробить в крепкой горной породе даже 200 футов тоннеля. А тут они уже прошли более восьми миль по огромному ходу, который когда-то и кем-то был построен. Он замечал, что строители не только прокладывали путь, через сплошной гранит, но и пользовались естественными пустотами в горе.
Самое огромное подземное сооружение Российской Империи
На некоторых достаточно продолжительных участках стены тоннеля становились грубыми, без всякой обработки, ширина его увеличивалась, а потолок взлетал на десятки саженей вверх. Но пол оставался неизменным он был из гладкой и обработанной горной породы, не имел наклонов или выступов, которые были бы способны стать причиной травмы. И аккуратные зеленые светящиеся столбики, свет которых не мог осветить даже полуметра в окружности, но количество этих столбиков превышало тысячу, а ведь их тоже кто-то должен был установить и изготовить. Глеб Бокий скорописью под свет лампады записывал в свой блокнот все факторы, способные удивить и насторожить. Но в любом случае это было самый огромный подземный объект Российской Империи, но кто мог его построить, оставалось загадкой.(2)
В тоннеле разведывательному отряду экспедиции встретились шесть пустых кубических комнат, вход в которые представлял узкий круглый лаз. Глеб Бокий такие похожие сооружения видел в Крымских горах, когда со студентами Горного института проходил там топографическую практику. Только там были сооружения из тяжелых каменных плит, сложенных в виде детского домика, а здесь в тоннеле посреди одной из самых малоизученных горных систем он были непонятным образом вырублены в толще горы. Причем вырублены через входное круглое отверстие диаметром два фута. Другого варианта не просматривалось, кругом был монолитный камень. Однако сам вход в виде идеального круглого отверстия был очень похож.
Золотые приношения странному божеству
Изваяние посреди комнаты встретилось лишь в седьмой комнате. И оно тоже было значительно больше входа отверстия, как и каменная чаша, в которой лежании непонятно кем принесенные дары. Это было уже второе нахождение экспедицией золота, которое лежало никем не охраняемое. Первый раз античные золотые монеты были найдены у горячего источника, неподалеку от старинной крепости. Если те монеты можно было с натяжкой отнести к древней эпохе, допуская, что за прошедшие века их никто не заметил и не прибрал к рукам, то с монетами возле изваяния прекрасной женщины всё обстояло по другому.
Здесь лежали золотые монеты современные, но только золотые. Больше всего встречалось золотых монет с профилем Николая Второго номиналом в 10 и 5 рублей, было несколько узнаваемым лысым и бородатым профилем Александра Третьего. Остальные были британские соверены и к удивления Бокия, японские иены. Шесть крупных монет номиналом в 20 иен тоже лежало в каменной чаше. Кроме того там находилось 17 золотых мужских перстней, достаточно примитивной работы, но с великолепными изумрудами и сапфирами весом до 30 карат. (3)
Если камни были настоящими, а подделки не несли бы уважаемой богине, то экспедиция не только себя оправдала, но получила средства на организацию продолжения исследований в течение ближайших нескольких лет. Глеб Бокий никогда не страдал щепетильностью, что ему очень пригодилось в революционной борьбе, поэтому все монеты и украшения он забрал себе, распределив сокровища на три части, выбрал тех, кто их понесет дальше.
Существовал большой соблазн вернуться, имея отличную добычу, но стремление к открытию тайн, было гораздо больше. Отдохнув и перекусив запеченной козлятиной, пятеро разведчиков двинулись дальше. И сразу заметили, что тоннель стал другим, он стал похож на какое-то растение или ствол растения. Пропали столбики со светом, зато начали светиться стены, словно за ними прятались мощные корабельные прожектора.(4)
Новые загадки горного тоннеля
Кроме этого после двадцати тысяч шагов тоннель стал больше и у него появились боковые ответвления и целые перекрестки, где соединялись два тоннеля одинакового размера. По подсчетам руководителя отряда разведчики прошли не менее 15 миль в системе горных тоннелей, и непонятно было где конечная точка этого маршрута. На третьем перекрестке тоннелей была обнаружен оборудованный родник для питья. Вода была с кусочками льда и сладкая. Возле родника Глеб Бокий провел собрание своего немногочисленного отряда.
Следовало решить, что делать дальше тоннель и не думал заканчиваться, а провести остаток жизни в блуждании в горных лабиринтах не хотелось никому. После того, как все были выслушаны, было принято решение, которое всех устроило. Судя по карманным часам, наступала ночь и было предложено заночевать возле родника, так как рядом с ним была вырублена небольшая площадка. Дежурство решили установить по полтора часа. (5)
После ночного отдыха было принято решение еще идти по тоннелю 15000 шагов или 8 верст, и если он к тому времени не закончиться, поворачивать обратно и вернуться сюда на следующий год с более подготовленной экспедицией. Спалось очень беспокойно, всем без исключения дежурным, несмотря на большую усталость заснуть не давали звуки шагов, какого-то металлического скрежета. Где-то на пределе видимости сверкали красные маленькие огоньки. Казалось, что огромное сооружение живет своей ночной жизнью, отвергая наглых пришельцев…