Общее собрание археологов-любителей решило разбить лагерь, в том месте, где из скалы бил горячий источник, давая возможность в полной мере насладиться в 1902 году лечебными водами. В горной породе было выдолблено несколько каменных ванн, а у самой горы стал небольшой античный храм великолепной сохранности. Причем никто из членов экспедиции даже не подозревал, что в горах неприступного Памира можно встретить нечто подобное.
Золотые монеты с профилем фараона
Сюрприз также ожидал их, когда они заглянули в одну из ванн. Там на дне под слоем горячей минеральной воды лежали отлично сохранившиеся золотые античные монеты. Их было чуть более горсти. Глеб Бокий достал со дна эти монеты. Все они были одинаковые: отличной сохранности и качественного изготовления. Только изображен на них был фараон Птолемей, времен эллинского Египта и Александрийской библиотеки. Это окончательно запутывало всё дело. Оставалось ожидать, что принесет расшифровка клинописи князем Потоцким.
Слова старейшины местного кишлака, которые князь и не думал скрывать, заставили задуматься всех членов экспедиции над безопасностью. В большинстве восточных легенд и преданий все крылатые всадники – это порождение злых сил. В своё время Бокий принимал участие в написание коллективной статьи, где студенты и преподаватели Горного института пытались решить задачу, почему в большинстве эпосов народов мира, зло всегда с крыльями и умеет метать поражающие молнии. Что видели древние племена, которые передавали свои предания и сказки через тысячелетия.
Собрание экспедиции решило, что необходимо устроить два наблюдательных круглосуточных поста, где часовые сменялись бы каждые 6 часов. Пост возле лагеря планировали разместить в античном храме, который хоть ненамного, но возвышался над той местностью, где был разбит лагерь. В крепости решили использовать для наблюдения самую сохранившуюся башню, но никто не захотел дежурить ночью рядом с тем местом, где могли появиться легендарные летучие всадники. После долгих споров решили ограничиться дополнительным постом в лагере, откуда хорошо просматривалась старинная караванная дорога.
Античный храм с медными дверями
На четвертый день князь Андрей Потоцкий закончил переписывать странные значки клинописи себе в тетрадку и предупредив, чтобы его не беспокоили, занялся расшифровкой полученных надписей. Несколько археологов-любителей решили осмотреть тщательно небольшой античный храм, который никак не вписывался в суровую красоту памирских пейзажей. Видно было, что ему не менее двух тысяч лет, но особых разрушений не было видно.
На могучих дверных петлях висела медная дверь, украшенная узором, похожим на паутину, явно изготовленную из серебра. Бывший студент Глеб Бокий поражался, что он приехал в такие места, где в купальне может спокойно лежать горсть золотых монет и её никто не трогает, а на языческом храме висели ценные металлические двери, и за сотни лет никому не пришло в голову их снять и приспособить для своей надобности. Памир был поистине необычный край.
Храм неожиданно состоял из двух небольших залов. Особой разрухи не было, но одна особенность исследователей насторожила. Абсолютно все изображения в храме были сбиты во всю высоту стен. По следам было понятно, что храм в своё время украшали мозаики, выполненные в византийской манере. Но было невозможно выяснить, какому божеству было посвящено это здание.
Храм зловещей богини ужаса
За такой же медной дверью как на входе находилось еще одно помещение удивительное до ужаса. Потолок был не более двух сажень, хотя в предыдущем зале он был выше в два раза. Но самой удивительной была отделка помещения. Пол был выложен треугольными плитами и черного полированного гранита, зеркальной шлифовки. А стены до самого потолка были выложены плитками из кровавой драгоценной яшмы. Бокий даже подумал, если отодрать эти плитки и вывезти в Москву, то денег бы хватило не только, чтобы оправдать эту экспедицию, но и на снаряжение двух новых.
Но тут взгляд упал на потолок и все содрогнулись. На нём была изображена полуголая женщина с огромным животным, напоминающего тигра с крыльями. Это было очень красиво и одновременно зловеще, особенно в сочетании с красными стенами из кровавой яшмы и черным зеркальным полом. Но больше всего была удивительна сохранность этого зала. Складывалось впечатление, что его только что тщательно вымыли и протерли. Поразительный контраст создавал этот зал с общим обликом старинного храма.
Проводить тщательное исследование этого зала, совсем не хотелось. К тому времени закатное солнце создало эффект льющейся по стенам крови. Произошло это из-за плиток яшмы, которой были отделаны стены, но скорее всего в этом была задумка тех, кто обустраивал этот зал. А когда из-под каменного пола послышался какой-то механический звук, компания исследователей поспешила выйти из страшного зала и плотно закрыть за собой дверь.
Обследование храма привело к тому, что заступить на дежурство в храме тоже не находилось желающих. Молодого начальника экспедиции Глеба Бокия начинало настораживать такое большое количество необъяснимых явлений на одной из самых пустынных и плохо управляемых окраин империи. До ближайшего чиновника и полицейского было более 300 верст по горным дорогам и поэтому необходимо было разбираться самостоятельно.