Самое загадочное в памятнике, который был установлен на Красной Площади, это то, что несоответствия и несуразности в нём замечали с момента его открытия, но это никак не влияло на официальную позицию властей. Вот что писал об этом памятнике горный инженер барон Александр фон Фохт, который увлекался не только материаловедением, но и античностью. В своих письмах брату Иоганну в Ригу он сделал выводы о том, что сам памятник, как и большинство изваяний якобы создаваемых в конце XVIII и начале XIXвека, по повелению царствующих особ, не имеет никакого отношения ни к российской скульптурной школе, ни к современности.
Царь Спарты и сарматский воевода в Центре Москвы
Античные герои, которых требовалось называть князем Пожарским и гражданином Мининым больше всего походили на изделия эллинских мастеров скульптурных форм школы Лисиппа, древнегреческого скульптора IV века. Кроме того барон фон Фохт видел эту скульптурную композицию, только в малой форме, совсем в другом месте и она минимум не была оригинальной.
Она значилась в каталоге описи античной коллекция князя Доминика Иеронима Радзивилла, бывшего адъютантом вначале императора Александра Первого, а позже императора Наполеона Бонапарта. Князь Доминик погиб в сражении, а почти все его коллекции пропали в неизвестном направлении или были конфискованы русским правительством. Однако сохранились каталоги с рисунками и описаниями, которые Радзивилл делал для своих титулованных друзей, которые увлекались коллекционированием античности, монет, оружия.
В каталоге данная скульптура, известная русскому обывателю как памятник Минину и Пожарскому значилась как произведение неизвестного мастера изображающая царя Спарты Агиса III и сарматского полководца Култая. Создано оно было в III веке до н.э. А вот несмотря на подробное описание того, кто изображен на композиции, полностью отсутствовала информация, каким образом данная бронзовая скульптура появилась в коллекции князя Доминика.
Хотя остальные предметы коллекции были снабжены подробной информацией о том, когда была приобретена вещь и сколько хозяева коллекции за неё заплатили. Самым простым выводом, который можно было сделать, то, что скульптор Иван Мартос, до этого видел радзивилловскую античную композицию. А поскольку она после войны 1812 года пропала, он решил долго не думать над сюжетом, а использовать уже имеющий.
Образец античной бронзы
Поначалу горный инженер фон Фохт так и думал. Но позже, когда ему удалось взять образец материала, из которого был сделан памятник, его мнение поменялось. У Александра фон Фохта была своя теория. Он считал, что большинство изваяний, созданных в стиле так называемого нового классицизма, имеют большие заимствования из неизвестных античных скульптур. Откуда взялись эти скульптуры, он точно не мог сказать, но была у него оригинальная версия. До него доходили сведения, что флот и гвардия постоянно были задействованы в земляных и землеройных работах, как в самом Санкт-Петербурге, так на отмелях рядом с городом.
В салонах российской столицы блуждали слухи, что некоторые здания блистательной имперской столицы появились неоткуда и что сам город стоит поверх другого, засыпанного пеплом и грязью. Эти фантастические измышления фон Фохт поначалу не принимал всерьез, пока не стал свидетелем удивительного события. Прогуливаясь по Васильевскому острову, он увидел свежий провал на пустыре, рядом с провалом суетились рабочие и солдаты. В провале Александр к своему изумлению увидел небольшое здание, напоминающее миниатюрный античный храм с тонкими резными колоннами.
Оно стояло на глубине чуть больше двадцати метров. Рассмотреть более подробно не удалось. Подъехавшие всадники из лейб-гвардии жандармского полуэскадрона вежливо, но непреклонно очистили площадь от всех любопытствующих. Через две недели фон Фохт снова попал в этот район, но на месте бывшего провала уже кипело строительство очередного доходного дома.
Запретная история Санкт-Петербурга
Этот случай заинтересовал горного инженера, и он начал прислушиваться, что по этой теме говорят, так как расспрашивать было бесполезно. Только один раз какой-то подрядчик ему сказал, что барин за такой интерес можно и без языка остаться. Но из недомолвок и слухов картина складывалась таинственная и загадочная. Никто и никогда не видел, как был построен центр Петербурга.
Все основные архитектурные комплексы стояли здесь и ранее в запущенном и заброшенном виде. Абсолютное большинство изделий из камня: гигантские постаменты, вазы, обелиски, чаши и ванные были выкопаны в идеальном состоянии из наносного ила в 12 верстах севернее Санкт Петербурга. А дальше включалась коррупционная схема. Выбивались заказы, для поставки в императорский дворец различных каменных диковин, изготовить которые брался подставной мужик-каменотес или европейский скульптор, не имеющий ни имени, ни достаточного образования.
Но их работа заключалось, прежде всего, в способности очистить найденные вещи и придать им новый вид. За работу они получали гораздо меньше, чем было указано в договоре, отдавая основную часть денег тем, кто пробил контракт. Такая система позволяла сохранить все дела в тайне. Но откуда появились все эти произведения искусства в вязком прибрежном грунте, это требовало дополнительного расследования, и фон Фохт занялся архивными документами. Он маскировал свой интерес, проектом строительства подземного тоннеля, но наткнулся на скрываемые тайны такого масштаба, что стал опасаться за свою жизнь…