Недоучившийся горный инженер, любитель-археолог и будущий руководитель самой секретной советской спецслужбы Глеб Бокий не был уверен в положительном результате, когда собирал финансы на первую экспедицию. Но желание побывать в далёкой горной стране, где на сотни верст можно не встретить живой души перевесило сомнения. Но когда он попал в круглый зал подземелья крепости Ямчун, находящейся в горной долине далекого Памира, он понял, что все усилия были не зря.
Заоблачные технологии в подземельях Памира
Первоначально Глеб был поражен реалистичной мозаикой с необычными сюжетами, которую неизвестные деятели далекого прошлого пытались испортить, выбить и замазать. Только высота потолков не позволила разгуляться варварам в помещении, предназначение которого археологи-любители не могли для себя прояснить.
По всем признакам это была не обычная церемониальная гробница, а помещение, которое могло служить и одновременно храмом. С другой стороны объем работы был слишком велик для такого назначения. Ведь судя по внутренней структуре и огромного колодца, и круглого зала, все эти помещения были выдолблены в твёрдой горной структуре. Непонятно только куда девались десятки миллионов пудов изъятой породы, а также кто, когда и каким образом смог провернуть такую необычную работу. Кроме того все поверхности, не покрытые мозаиками, были тщательно отшлифованы до состояния зеркального блеска. Такой уровень шлифовки можно было увидеть только в дворцовых покоях, но увидеть подобный уровень обработки твердого камня на таких больших площадях не ожидал никто.
В зале стояло восемь примитивных каменных истуканов, которые часто можно встретить в степях малороссийских губерний. Ничем не примечательные, вырубленные из зеленоватого базальта фигуры высотой около трех метров. Чисто схематически на них были изображены черты лица. На животе каждого истукана была приделана табличка, совсем другого уровня обработки. Она была квадратной формы, изготовленная из камня, напоминающего дорогой нефрит. Размеры табличек были одинаковы, каждая сторона имела длину в 11.5 дюймов. Таблички легко вынимались из специальных углублений, которые были аккуратно вырублены, представляя собой полную противоположность основным фигурам.
Шифровка из прошлого
Единственное, где потрудились мастера, изготовившие истуканов – это небольшие круглые знаки диаметром не более трех дюймов, на той части фигуры, которое изображало лицо. Первоначально ни Бокий, ни князь Потоцкий не заметили этих знаков. Но потом, когда Глеб случайно поднял факел к одной из фигур, на высоте чуть больше сажени засверкала ярко-голубая змея, выполненная очень натуралистично. Судя по всему, на изображении была королевская кобра с раздутым капюшоном и готовая к броску.
Но само тело кобры опиралось на странную конструкцию, которая состояла из нескольких цифр записанных клинописью. Был использован один из самых древних знаков клинописи, шумерской. Бокию повезло, что с ним в напарниках был князь Андрей Потоцкий, который по живости своего характера сильно интересовался вымершими языками, отлично разбирался в иероглифах и даже в античных и средневековых шифрах.
Он быстро осветил все восемь истуканов, присвоил им номера по часовой стрелке и возбужденно крикнул, чтобы Бокий пометил под каждым истуканом те цифры, которые он назовет. Цифры были достаточно странными 36,12,72,36,60,72,12,84. К огромному сожалению, исследователи зажгли последние факелы, и требовалось быстро уходить, забирая нефритовые таблички на которых светилось бледно желтым светом также шумерская клинопись, которая была полностью расшифрована в конце XIXвека.
Колодец-ловушка
Будущему комиссару государственной безопасности крайне повезло, что к нему в экспедицию напросился один из знатоков древнейшего человеческого письма. Князь Андрей Потоцкий в 1901 году даже ездил в Лондон и там при помощи ведущих светил Британского музея освоил алфавит, который больше всего напоминал следы стаи птиц на песчаном пляже. Факел почти догорал, когда исследователи пришли в ствол большого колодца, чтобы подняться наверх, на конструкции напоминающей карусель. Но в колодце не оказалось не только механизма, на котором они спустились, но даже источника света. Было сразу две версии или наверху наступила ночь или по какой-то причине отверстие, через которое они проникли вниз, перестало существовать.
Как всегда не вовремя погасли фонари, но неожиданно засветились нефритовые пластинки, которые ученые несли с собой. Свет был слабее затухающей керосиновой лампы, но холодный и ни на что не похожий. Исследователям стало немного спокойней. И тут они к радости увидели, что проем вверху колодца снова появился, и с этого светового пятна громко кричали товарищи. Глеб и Андрей сразу же откликнулись, чем вызвали радость и оживление наверху. Через несколько минут с непередаваемым звуком вниз начала спускаться, похожая на карусель площадка. Как она снова очутилась наверху, исследователи понять не могли, так как лично закрепляли её специальными устройствами, чтобы она никуда не делась.