К августу 1931 года Памирская культурно-исследовательская база ОГПУ СССР стала крупнейшим советским учреждением горного района, одновременно действуя в двух советских республиках и тайно на территории Афганистана и Китая. ПКИБ ОГПУ СССР пришлось взять на себя часть работы, связанной с административной деятельностью и по обеспечению безопасности. Но главным оставалась исследовательская работа, по утвержденному секретному плану.
Горные тропы разрушены, пути потеряны
Поначалу всех постигло огромное разочарование, пограничники которые уже видели запретный город, не смогли провести к нему. И дело не в их неумении ориентироваться. Просто за последний год в этой горной местности произошло минимум одно крупное землетрясение, и сошло несколько снежных лавин, которые полностью изменили ландшафт. Старые горные тропы были покрыты многометровым слоем снега и льда, а в нескольких местах тропу пересекали трещины в горной породе, достигавшие ширины до пяти метров и глубиною в несколько сотен метров, делая невозможным любое движение по данному маршруту.
Ученый Валериан Громов высказал гипотезу, что повышенная сейсмическая активность данного региона и является причиной того, что к Запретному городу богов проход то открывается, то закрывается. А для тех, кто строил сооружения в городе и ими пользуется, есть другие пути, не зависящие от фактора схода лавин.
Этнографы в погонах, расспросив редких местных старейшин, готовых делиться своей информацией, узнали, что о запретном городе здесь знают почти в каждом селении. Называли его по-разному: город погибших богов, город звездных богов, город солнца, город звездного бека, солнечный город и город летающих змей. Советские ученые отметили, что очень странно, что у достаточного неразвитого местного населения, которое могло по нескольку лет находиться в полной изоляции, когда разрушались караванные дороги, таинственный город был связан твёрдо со звездами и солнцем.
Народный эпос и оружие богов
Но про обитателей города никто ничего не знал. Хотя был один след, связанный с известным азиатским эпосом «Гургули». Только немецкая и советская специальные службы относились ко всем народным мифам и сказаниям очень внимательно. Даже начальник секретного отдела ОГПУ Глеб Бокий, выступая в 1928 году перед студентами спецкурса филологического факультета Ленинградского университета, отмечал: «Народный эпос, товарищи, – это самая правдивая история нашей планеты, так как любой письменный источник проходил цензуру различных правителей и церкви. В то же время устный эпос сохранял наиболее правдивую версию важного для народа события…»
В эпосе «Гургули», который в обитаемой зоне Памира знал любой мальчишка, были любопытные вещи. В ней главный герой смог всех победить, после того, как нашел в горах могучую крепость, а в ней меч, выкованный из небесной стали. А перед своим исчезновением, главный герой уходит в подземное царство, путь который он тоже обнаруживает в горах.
Воздушный след секретного города
На аэродром Памирской базы прибыло девять новеньких самолетов, способных доставлять донесения, вести разведку и даже осуществлять штурмовые действие в горных долинах, против кавалерии басмачей. Но радость была преждевременная. Не хватало летчиков, имевших опыт полетов в горах, отсутствовало кислородное снаряжение, и радиус действия новейших советских самолетов АНТ-3 был недостаточным для глубокого пояса.
Да и сам самолет с его не очень сильным двигателем был способен работать на высоте максимум пять километров, а требовались допуски минимум на два километра выше. Но самое главное это погода. Постоянная облачность не давала провести полноценный авиационный поиск, а среди летчиков не было не одного местного жителя, который смог бы ориентироваться на местности с высоты.
17 октября 1931 года летчик Тимофей Головач и стрелок Валерий Фокин вылетели для изучения квадрата расположенного в 100 километрах в районе Ваханского коридора. Самолет был оборудован дополнительным баком для горючего, позволяющий разведчику проводить на 40 минут в полете больше, чем стандартной модели АНТ-3. Но из-за такого переоборудования с самолета пришлось снять пулемет с боезапасом, оставив его беззащитным. Но начальство справедливо решило , что в воздухе на Памире советским летчикам точно драться не с кем.
Через 40 минут после вылета поднялся сильный ветер, который в горах бывает постоянно и воздухе закрутилась настоящая метель. Мало того, что видимость снизилась практически до нуля, так и мотор самолета начал работать неровно и троить. Необходимо было его проверить, а это можно было только сев на поверхность. Но, найти подходящую площадку в горах, в условиях снежного бурана было практически невозможно. Тем временем мотор перестает работать, и самолет начинает планировать, попадая под резкие порывы ветра.
Так продолжается, к удивлению летчиков не менее получаса. За это время погода окончательно испортилась, и видимость перестала существовать, как фактор приземления. Каким-то шестым чувством военлёт Головач понял, что необходимо готовить самолет к посадке. В условиях практически нулевой видимости машина села на ровную площадку и покатилась по белой ровной поверхности. Так как было совершенно темно, а летчикам, скорее всего, ничего уже не угрожало, они приняли решение переночевать в открытой кабине самолета. В запасе у летчиков были огромные меховые одеяла. Но уснуть долго не могли, обсуждая, что за чудесная ровная взлетная полоса досталась им в том регионе, где найти любую площадку был большой редкостью…