В 1902 году экспедиция молодых авантюристов, которую возглавил недоучившийся горный инженер, и будущий комиссар государственной безопасности III ранга Глеб Бокий в поисках таинственного трона Чингисхана после месяца путешествий прибыла к Памиру в местность, называемую Инкашим. Этот район был лишь недавно присоединен к Российской империи, как захолустная горная территория, практически без жителей. Ценностью было только пограничное положение, рядом со стремительно уходившим под британскую опеку Афганистаном.
Приглашение вовнутрь гранитного утеса
Вместо безжизненных равнин исследователи к своему изумлению обнаружили в этой пустынной местности несколько могучих крепостей, возраст которых мог быть старше 2000 лет. Наиболее перспективной для исследования показалась большая крепость Ямчун, которая возвышалась на огромном гранитном утесе, контролируя главную караванную тропу и Ваханскую долину. Во время разбора остатков рухнувшей центральной башни исследователи обнаружили скрытый бронзовый рычаг, дёрнув за который получили провал квадратный со сторонами аршин на аршин.
Внизу ничего рассмотреть не удалось, но неожиданно плитки вокруг отверстия стали беззвучно рушиться вниз. Через несколько секунд перед членами экспедиции открылся настоящий провал не менее полутора квадратных саженей, как раз под дырой проходила замеченная ранее, вмурованная металлическая балка ромбического сечения. К ней была прикреплена странная конструкция, похожая на ярмарочную карусель, на шесть кресел. Нигде не было ни одного следа ржавчин, что было очень странным, так как по всем расчетам выходило, что этой конструкции никак не меньше двух тысяч лет.
Античный подземный аттракцион
Она была настолько крепкой и надежной, что сам Глеб Бокий и князь Андрей Огинский ловко по балке проползли до этой подземной карусели и заняли удобные места в креслах, выполненных из бронзы и мрамора. И тут громко зашумел какой-то механизм, и конструкция неспешно начала опускаться вниз. Исследователи вначале всполошились, но потом увидели смонтированную по бокам широкого колодца целую систему, состоящую из блоков и блестевших как новенькие прочных цепей. Было понятно, что подняться наверх не составит большого труда.
Спуск в странный колодец продолжался несколько минут и судя по дыре, оставшейся вверху энтузиасты опустились примерно на сорок метров внутрь гранитного утеса на котором была построена крепость. Глеб Бокий даже высказал теорию, что данный гигантский колодец использовался для добычи и хранения воды, но потом, когда он по непонятной причине пересох , его начали использовать в каких-то других целях.
Когда исследователи достигли дна, пришлось зажечь смоляные факелы, так как другого источника света не было. Два факела дали достаточное освещение, чтобы рассмотреть окружающее пространство. Они стояли на дне огромного колодца, который был идеально вырублен в сплошном гранитном массиве. Но вырублен был очень странно, на идеальной поверхности отсутствовали следы инструмента, кроме диаметральных ровных полос, шириной меньше дюйма, которые чередовались через каждые два аршина.
Стены были отполированы до такой степени, что в них отлично отражалось пламя факелов. Такой уровень обработки можно было встретить в соборах и дворцах Санкт-Петербурга, а здесь он непринужденно присутствовал на стенах необычного колодца, находящегося глубоко под землей.
Круглый зал рыжеволосой богини
Но не качество шлифовки стен было главным. Внизу колодец становился гораздо шире и был в диаметре в три раз больше, чем наверху. По узким сторонам овала были пробиты два идеально круглых отверстия, не менее двух аршин каждое, что позволяло в него проникнуть без труда, даже человеку имеющего крепкое телосложение. Глеб Бокий посветил вовнутрь факелом. Оказался освещенным проход длинною не менее пяти сажень в толще гранита, который выходил в какое-то другое помещение.
Высота небольшого тоннеля позволяла достаточно комфортно передвигаться. Молодые авантюристы попали в огромный зал. Факелами сложно было осветить всё пространство, но обойдя его по окружности, исследователи вычислили, что его диаметр составляет не менее 45 сажень, а высота потолка было никак не меньше пяти сажень. Всюду были чудесные мозаики, которые были варварски выбиты или закрашены примитивными рисунками. Уцелевшие картины запечатлели странные картины реалистичные молодые люди в странной легкой одежде, напоминающей античную, но гораздо более технологичную, работают на каких-то механизмах, идут строем, в одинаковой форме играют в игры при помощи странных предметов похожих на вилы, какой-то особой гнутой формы.
На самом потолке было изображения, более сохранившиеся, но осветить их было проблема. Видимо там были размещены изображения одной и той же рыжеволосой девушки в различных нарядах и в различных ситуациях. Но чтобы подробно рассмотреть, необходим был факел на длинной ручке и стремянка или строительные леса. Больше всего это напоминало большой зал храма, куда люди приходят поклоняться божеству. Судя по количеству изображений, здесь поклонялись рыжей молодой девушке. Заглядевшись на мозаики, исследователи не сразу обратили внимание на обстановку круглого зала, а тут было на что посмотреть.