Среди многочисленных туристов, которые достигли с большими трудами курортов Антальи, мало кто догадывается, что 500 лет назад эти места были настоящим пиратским гнездом. Численность местных флибустьеров, и их кровожадность не шла ни в какое сравнение с малочисленными и галантными пиратами Карибского моря. В лучшие для пиратства годы, в местных гаванях могло быть до 250 судов, заполненных самыми отъявленными головорезами средних веков.
Пираты на службе султана
В XV-XVI веке во время стремительного расширения Османской Империи в средиземноморском бассейне турецким полководцам не хватало сильного флота. Особенно если учесть, что противостоящие ему морские силы Испании и Венеции на то время были самыми мощными в мире. Но в Османской империи поступили рационально, и пригласили на службу многочисленных пиратов, которые с наступлением средних веков активно вмешивались в морскую торговлю.
Самым удачным решением было пригласить на службу знаменитого пирата Хызыр-реиса, который в страхе держал не только африканское побережье Средиземного моря, но и прибрежные европейские страны. Он умудрялся, как самопровозглашенный владыка Алжира вести на равных войну с могучим испанским королевством. Испанцам нужны были контролируемые порты в Африке, чтобы вывозить из глубины материка золото, добываемое на рудниках контролируемых португальскими и генуэзскими купцами.
В середине средневековья пустыня Сахара еще не была такой безлюдной и по её территории, обильно усеянной крупными оазисами с колодцами с водой, активно передвигались огромные караваны с самыми ценными грузами, которые мог дать африканский континент: золото, алмазы, слоновьи бивни, драгоценное дерево и рабов. Могучие чернокожие рабы очень ценились во всех восточных гаремах в качестве евнухов, служащих одновременно стражей, многочисленных наложниц.
Из пиратов в эмиры и адмиралы
Контроль над таким прибыльным бизнесом делал Хызыр-реиса одним из самых богатых людей шестнадцатого столетья. Он сумел сойтись с великим османским правителем Сулейманом I, пожертвовав тому на государственные нужды большую часть своего состояния. Очевидец писал, что весь световой день в гавани Стамбула с десятка алжирских кораблей сгружались подарки великому Сулейману: сундуки с золотыми самородками и монетами, золотые блюда с алмазами, ковры из шкур леопардов и гепардов, мебель из драгоценного дерева со вставками из слоновой кости. Отдельно доставили 99 лучших наложниц из числа захваченных европеек и юных африканок.
Хызыр-реис таким образом провернул самую выгодную сделку своей жизни. За это османский правитель присваивает ему титул эмира эмиров Африки, фактически это означает полномочия всесильного наместника. Кроме того хитрый пират и разбойник становится официально адмиралом османского флота и ему присваивается звание главнокомандующего турецких морских сил. Самый нюанс в том, что прозорливый Хызыр-реис получил право на восьмую часть всей морской добычи, которую захватывали, как корабли, принадлежащие турецкому флоту, так и пираты, которые находились на службе у турецкого султана. Среди всех нанятых пиратов, более пятидесяти судов принадлежало лично Хызы-реису.
На Средиземном море началась настоящая жуть: не один торговый караван, даже с сильным боевым охранением не мог себя чувствовать в безопасности. Только заранее проведенные переговоры с людьми Хызыра-реиса могли гарантировать безопасное перемещение грузов в Европу. Посредниками в таких делах были арабские купцы, которые быстро наладили контакты с венецианскими торговыми корпорациями.
За безопасность торгового каравана люди турецкого главнокомандующего брали одну шестую стоимости всех находящихся на нем товаров. Но свои обязательства строго выполняли. Не было за десяток лет ни одного случая, чтобы пираты разграбили торговый караван, идущий под знакомым всему Средиземноморью бело-зеленому вымпелу, который выдавался в качестве охранного знака.
Опасное недоверие Сулеймана I
Кроме того турецкий флот и пираты на службе разоряли прибрежные города и острова в Средиземном море. В 1546 году огромные ценности, которые скопились в пиратской крепости (в настоящее время известной как Форт Санта-Крус Орана) в Алжире, знаменитый пират тайно решил перевести в свой построенный в Стамбуле дворец. Но он недооценил своего султана, внутренняя разведка которого всегда была на высоте.
Сулейман Первый решил создать специальную комиссию, которая должна была просчитать имущество Хызы-реиса и выяснить не путал ли уважаемый адмирал «свою шерсть с государственной». Турецкий султан был уверен, что он выведет на чистую воду старого пирата, обвинит его в присваивании денег казны . А потом легко сможет его казнить за это преступление, при этом получить значительную выгоду. К тому же Хызы-реис был наполовину греком и Сулейман никогда об этом не забывал.
Навстречу каравану, на котором шел главнокомандующий турецким флотом выслали три больших корабля со множеством пушек, капитанам которых Сулейман пообещал награду. К тому же по сведениям морских лазутчиков Хызы-реис ничего не подозревал и направлялся в Кудашасы на Эгейском побережье, где на острове у него был выстроен не большой замок в венецианском стиле….
Читайте также
- Самая оберегаемая тайна Египта. Сияющий зал богини Исиды
- Самая оберегаемая тайна Египта. Последнее убежище богини Исиды
- Самая оберегаемая тайна Египта. Похищенный артефакт
- Самая оберегаемая тайна Египта. Загадочный город в центре Сахары
- Самая оберегаемая тайна Египта. Воздушный след исчезнувшей экспедиции
10