История является одной из самых динамичных наук и любая версия может пройти свой путь от глупой выдумки дилетанта до академической теории. Поэтому особо странно слышать голоса, которые бесповоротно верят в официальную точку зрения, которая отображена в школьных учебниках истории.
Нереальное строительство среди приморских болот
Конечное очень похоже на историческую правду, что царь Пётр от природной живости ума лишил поставить новый город в самом неприспособленном месте, просто так, чтобы был в устье Невы русский мегаполис, который с 1714 года уже провозглашен столицей. Быстро начинает расти новый город, с уникальными нетипичными архитектурными решениями. Дворцовые и культовые сооружения настолько богато украшены различным декором и скульптурами, что поражают воображение даже тех, кто побывал в крупнейших городах мира того времени.
Необъяснимые странности с отоплением
Но видимо русские строители не брали при строительстве особенности климата, не заботясь о зимнем периоде эксплуатации, вроде, как и зимой в новой столице не предполагалось жить. Именно поэтому город в 1728 году был брошен, в нём невозможно было обитать большую часть года из-за сырости, холода и отсутствия нормального снабжения всем необходимым.
Для большинства русской знати это был чужой город, который пугал своей необычностью, поэтому переезд в Москву был воспринят как благо. Но громадный полуразрушенный город с диковинными зданиями все равно манил обратно и уже при Анне Иоанновне столица переносится обратно в «мёртвый город». Именно так называли Санкт-Петербург офицеры и мелкое дворянство.
Массово перестраивать здания для установки в них печей начали только при дочери Петра Первого – императрица Елизаветы Петровны. Тогда во всех питерских дворцах голландцы и русские мастера и день, и ночь выкладывали печи, безобразно нарушая планировку зданий. А вот при реконструкции и строительстве в XIX века внезапно выяснялось, что первоначально в зданиях были запроектированы воздуховоды.
Именно по ним горячий воздух из огромных и глубоких подвалов шел по специальным проложенным в стенах ходам. Большинство из которых, были заложены новыми хозяевами зданий, так как они не понимали их предназначения и смысла. Да и от машин, которые подавали горячий воздух, оставалась в подвалах лишь крепежная арматура, странной формы и сделанная из металла такого качества, что и в XXI веке на ней сложно найти даже легкие следы от ржавчины.
Необычные игрушки императрицы Анны Иоанновны
В период правления Анны Иоанновны, появился специальный императорский двор различных диковин. Туда доставляли наиболее интересные из откопанных находок. Императрица была мало склонна к делам, чтению и наукам, зато обожала рассматривать всяческие чудные находки и необычные приспособления. Именно в её царствование при русском дворе появились различные странные предметы, аналогов которым не было ни в одной стране Европы.
Например, серебряный кавалер с дамою в человеческий рост, которые после того, как сдвигался рычаг, начинали танцевать сколько угодно времени. Во время балов их ставили посередине зала и задавали ритм всем танцорам. Музыкальный металлический сундук с несколькими десятками медных труб был тоже неизвестной диковиной для зарубежных дипломатов, которые об этом составляли хоть какие-то отчеты. Резидент британского короля Клавдий Рондо в 1734 году писал, что ему так и не удалось выяснить, из какой страны в дар императрице Анне привезли серебряную пару танцоров и музыкальный сундук, который умел играть лучше оркестра любые мелодии.
Кроме того он отмечает огромное количество новых мраморных скульптур античной работы, которые начали появляться у петербургской знати. Ему удалось выяснить, что большинство из них было найдено при конфискации имущества светлейшего князя Александра Меньшикова, который их собирал по всем петербургским раскопам.
Иногда находки были настолько фантастические, что люди XVIII века не знали, как их применить. Например, на торжествах во времена Анны Иоанновны использовались два ледяных слона, во внутрь которых был вмонтирован механизм, позволяющий этим слонам полыхать огнем из хоботов и не таять. Сложно представить, что кто-то мог затратить столько усилий на сложный механизм, служащий лишь увеселению. Да и сама картинка, когда в заснеженном Санкт-Петербурге по улице двигаются ледяные слоны, которые время от времени зажигают огромные факелы из горящей жидкости, кажется как минимум фантазийной. Но данный факт подтвержден десятком воспоминаний и даже попал на целый ряд западноевропейских гравюр.
Но со смертью Анны Иоанновны все чудеса закончились, а диковины исчезли в неизвестном направлении. Оставался чужой, запланированный по иным стандартам город с десятками полуразрушенных дворцов и огромными языческими соборами, которые не пощадила природа. Больше всего сделала для превращения Санкт Петербурга в полноценную столицу с удобством для всех обитателей дочь Петра Первого – Елизавета Петровна. Она же впервые и обратила пристальное внимание на странную планировку города и обнаружила странные тоннели. Но об этом в продолжении…