Летчики из особой авиационной эскадрильи ОГПУ, которая входила в состав самой секретной экспедиции ОГПУ подбирались особо тщательно. По настоянию самого Менжинского в особую авиационную эскадрилью брали летчиков, имевших классическое дореволюционное образование. С таким контингентом было гораздо проще ставить задачи напоминающие сюжет приключенческого и фантастического фильма, которые не могли быть объяснены революционным материалистам.
Опытные летчики с классическим историческим образованием
Тимофей Головач до революции успел закончить 1911 году классический класс 4-ой Московской Гимназии. В классическом классе изучали древнегреческий язык и латынь, а также много времени уделялось изучению истории. Одноклассником военлета Головача был будущий советский авиаконструктор Александр Архангельский. Сам Головач летчиком стал в Первую Мировую Войну, к 1917 году он уже был поручиком и имел два ордена. Воевал в Красной Армии, командовал авиационным отрядом, обслуживающим Реввоенсовет. В 1931 году до попадания в особую авиационную эскадрилью НКВД был летчиком авиационного отряда Якутской АССР.
Тимофей Головач был опытным летчиком, имевший опыт полетов в экстремальных условиях холодного климата и горной местности. Увидев на загадочной каменной террасе, куда был вынужден приземлить свой самолет, светящуюся арку с иероглифами и золотой глаз в пирамиде, летчик воспринял эти знаки как приглашение войти в неизвестно откуда взявшийся пролом. Разбудив своего стрелка-фотографа Фокина и объяснив ему задачу, он начал собирать вещи. Наган, два десятка патронов, заправленная лампа «летучая мышь», фляжка воды и копченое сало с печеньем, весь этот запас Головач брал с собой.
Открывшийся проём ведущий в сердце горы
Фокину приказывалось быть возле самолета и следить за небом. При появлении самолетов он должен был обозначить себя сигнальными ракетами. В своем отчете от 7 декабря 1931 года Тимофей Головач писал «Я не рассчитывал пробыть долго в открывшемся проходе и далеко уходить, но понимал, что, не зная механику открытия и закрытия входа под знаком «золотого глаза» я рискую остаться внутри горного массива навсегда».
Проем, который неожиданно открылся ночью и был обозначен светящимися рисунками, был небольшой по размерам и напоминал небольшие арки, которые встречаются в бывших дешевых доходных домах Москвы и Ленинграда. Рисунки не отражали свет, а самостоятельно светились, но ничего не освещали вокруг. Из арочного проема ничем неприятным не тянуло, хотя летчику показалось, что оттуда шёл легкий аромат лаванды.
К радости Тимофея, когда он вошел вовнутрь каменная плита за ним не закрылась. Она продолжала находиться рядом с проемом сдвинутая вовнутрь неизвестной энергией. Толщина плиты была не менее метра, поэтому её вес был минимум около семи тонн. За аркой и тамбуром, где стояла запорная плита, начинался коридор, по которому могли пройти два человека, не нагибая головы. Было видно, что проделан он достаточно примитивным способом: неровные поверхности, много следов от ручного рубящего инструмента. Но летчик отдал должное древним строителям, прорубить широкий коридор в толще скального грунта было титанической задачей.
Подземное царство Памира
Через семьдесят метров коридор вывел летчика в большое помещение, которое не мог осветить слабый свет фонаря «летучая мышь». Тимофей прошел более сотни шагов, но ни стен, ни потолка не было видно. Зато можно было рассмотреть покрытие пола, оно было удивительное: каменные плитки в форме ромба, покрытые резьбой в виде звезд. Еще через сотню шагов, летчик дошел до противоположной стены, где находился еще одни проем. Там он обнаружил, отделанный мраморными плитами с бронзовыми узорами, тамбур. Узоры сразу обращали на себя внимание, они представляли собой стилизованное изображение человеческого глаза в пирамиде. Кроме того в тамбуре находилась медная дверь с вычурной ручкой. На ней были изображены десятки сюжетов, вникать в которые, не было ни времени, ни желания. Медная дверь производила впечатление, кроме рисунков она была украшена драгоценными самоцветами и серебряными накладками, на которых был выгравирован текст, на неизвестном языке.
Несмотря на великолепную сохранность, летчику показалось, что он видит перед собой артефакт такого древнего возраста, который и в античном мире был уже историей. Когда Головач мельком глянул на узоры, ему сразу попался сюжет, как несколько существ, с хвостом змеи, а торсом человека с развитой мускулатурой обступили предмет, который больше всего напоминал дирижабль. Для себя летчик решил, что только посмотрит, что находится за дверью и пойдет обратно, так как время стремительно бежало. И с момента как он вошел внутрь горного массива, уже прошло более четырех часов и на улице, скорее всего, рассвело.
Великолепная медная дверь подалась очень легко и летчик, затаив дыхание, переступил высокий каменный порог. То, что он увидел, никак не могло встретиться в горах Памира в безлюдной и дикой местности. Это было похоже на мираж или видение. Летчик не мог понять, кому понадобился в горах такой объект. Про гигантские подземные объекты Памира в продолжении…