После того как о секретном городе, расположенном на высокогорье Памира доложили не просто случайные свидетели, а чекисты, отличающиеся особым реализмом, советские органы безопасности начали активную работу по поиску информации. Необходимо было изучение любых источников, которые были способны пролить свет на происхождение затерянного города в горах. Судя по описанию чекистов, колоссальный объект на высокогорье Памира мог быть создан только высокоразвитой цивилизацией, обладающей развитой архитектурой и искусством, строительными технологиями и другими технологиями.
Тайна первой экспедиции
Но весь парадокс заключался в том, что не было никогда на этих землях цивилизации такого уровня, чтобы выстроить огромный укрепленный город, непохожий на другие средневековые крепости Средней Азии. Командир чекистов, будущий министр госбезопасности Таджикской ССР, Дмитрий Виноградов увлекался историей и он отметил непохожесть, того, что он видел в тайном городе с любыми другими старинными городами.
К своему изумлению в архиве ОГПУ нашлись документальные свидетельства, что к точке, где предварительно был размещен тайный город, пустынной и почти непроходимой за последние 50 лет было послано четыре экспедиции. Из них две военных и одна совместная, но никаких отчетов или списка участников обнаружено не было. Самая первая была в 1902 году под руководством отставного польского офицера Потоцкого, и, о её результатах секретному ведомству СССР было ничего неизвестно.
В настоящее время из дневников польских участников экспедиции 1902 года мы знаем, что данную экспедицию возглавлял не Потоцкий, а Глеб Бокий, который в 1931 году занимал ответственный пост начальника секретного отдела ОГПУ. У Бокия были причины скрывать своё участие в первой экспедиции к тайному городу на Памире, об этом мы еще расскажем в следующих статьях цикла. Именно эта скрытность и утаивание важных сведений стала позже роковой для Глеба Бокия. Позже было две экспедиции организованных военными.
Сгинувшая экспедиция штабс-капитана Романова
В апреле 1905 года в Памир ушла экспедиция военных топографов с охраной из 15 казаков. Общее руководство осуществлял штаб-капитан Родионов. Перед отправкой обычного офицера принял генерал-адъютант Николай Михайлович Романов, великий князь и двоюродный дядя российского императора. Николай Михайлович был обладателем огромного состояния и тратил деньги на пополнение своих удивительных коллекций. Их мало кто видел, так как после Революции 1917 года, они бесследно исчезли.
Эмиссары великого князя искали артефакты по всему миру, включая Египет, Китай, Персию, Индию. Вот поэтому у него и оказался старинный манускрипт арабского вельможи ХIII века о том, как он был в чудном городе, где дворцы летают к звездам, который сторожит летающая стража с копьями, из которых вылетают молнии. Даже была примерная карта, но расположение города необходимо было искать на территории более 30000 квадратных километров высокогорья, где невозможно было воспользоваться стандартным вьючным транспортом.
При находке города Родионову предписывалось не поднимать большого шума, а добравшись до первой станции телеграфа немедленно дать телеграмму великому князю. Условную телеграмму начальник экспедиции дал в августе 1905 года, но сам пропал, вместе со всей экспедицией в районе Файзабада на территории бухарского эмирата. Поиски, которые предпринял великий князь, не увенчались успехом.
Храм с золотыми языческими богинями
В 1911 году великий князь нанял группу французских и немецких альпинистов, числом 8 человек. Они должны были в сопровождении трех гвардейских офицеров, лично преданных Николаю Михайловичу и знающих хорошо горы пройти предполагаемым маршрутом пропавшей экспедиции Родионова. Все эти исследования и поиски запретного города в районе безжизненных долин Памира была личная инициатива, но члена императорской семьи, поэтому всем необходимым, даже в избытке экспедиция была обеспечена. Её члены вернулись через полгода. Никаких отчетов они не предоставили, а возможно отчеты были утеряны.
Экспедиция потеряла половину людей, но зато нашла горный храм, где находились золотые изображения неизвестных языческих богинь. А от этого храма, куда-то вглубь Памира вела отличная дорога, прорубленная в скалах и горном массиве. Но именно здесь на экспедицию напали всадники на небольших монгольских лошадях и одетые в золотые шелковые одежды, похожие на буддистских монахов. Это на безлюдном высокогорье, где температура, даже летом, не поднимается выше нулевой отметки. После нападения, начальник экспедиции сразу же повернул назад, как и было ему предписано инструкцией.
Еще одну экспедицию великий князь Николай Михайлович собирался послать летом 1914 года, но начавшаяся война смешала все планы. А в 1918 году главный российский собиратель документов и артефактов, связанных с иными цивилизациями был арестован и примерно, через пять месяцев расстрелян. Вся коллекция, которая находилась во дворце, считается утерянной. Молодая Советская республика тоже заинтересовалась городом, где могут найтись не только сокровища, но и новые технологии…