Первая ночь экспедиции Глеба Бокия в колоссальном тоннеле, который был, неизвестно кем построен в самом сердце гор Памира, прошла очень беспокойно. Несмотря на огромную усталость, пять разведчиков могли забыться только урывками на несколько минут. Темнота казалась обитаемой и она давила на психику. А главное, после того как члены экспедиции устроились на ночлег и замолчали, огромные пространства тоннеля словно ожили. Со всех сторон доносились приглушенные звуки, напоминающие работы различных механизмов и вдалеке блуждали чуть видимые красные огоньки.
Бесконечный тоннель в сердце Памира
Утром, хотя в темном круглосуточно тоннеле это было понятием номинальным, все разведчики испытывали огромное желания повернуть назад, так как размеры циклопического сооружения стирали грани реальности. Но руководителю отряда Глебу Бокию удалось добиться выполнения плана, который был принят накануне вечером. По нему экспедиции предстояло пройти еще около восьми верст по тоннелю, и если он не кончится, то возвращаться к входному порталу, а оттуда уже идти вниз в лагерь.
Гигантское сооружение продолжало тянуться, и разведчики отмеряли тысячами шаги. Но и тоннель претерпел изменения. Пропали световые столбики, и светящиеся стены, а само подземелье приобрело древний вид с античными элементами. При свете горящей лампады было сложно всё рассмотреть, но был виден пол, выложенный из прямоугольных каменных плит, напоминающий полы в античных храмах. Хаотично в стенах были расположены ниши, в которых находились большие бронзовые фигурки необычных мифических существ.
Каждая фигурка весила не менее пяти пудов. Поэтому не было никакой возможности, забрать хоть одну статую с собой. Кроме того тоннель начал явственно подниматься вверх, это можно было наблюдать да же визуально. И уклон был значительный, поэтому пришлось даже снизить скорость движения. На четырнадцатой тысяче шагов тоннель резко повернул влево. Перед поворотом в тусклый свет лампады попало изображение человеческого глаза и надпись на незнакомой клинописи размером в 18 символов.
Таинственный золотой знак
Удивительное дело, стоило Глебу Бокию осветить этот знак, как он сам засветился, вместе с надписью ровным золотистым светом. Покрытый светоотражающим составом таинственный знак светился в огромном тоннеле, как путеводная звезда. За поворотом тоннель привел в большой зал с высотой потолка не менее пяти саженей, вдоль стен стояли колонны, упирающиеся в потолок. Они были явно высечены из цельного каменного монолита. Но цвет их был необычным, сочетание пурпурного, золотистого и черного цветов, бывшему студенту Горного института ранее не встречалась.
Все колонны имели ребристую форму и выполнены были с удивительным мастерством. Всего их насчитывалась сорок архитектурных форм великолепного исполнения и сохранности. Вверху они были богато украшены лепниной, но рассмотреть её из-за высоты и слабого освещения не удавалось. Рядом с каждой колонной имелась черная скульптура высотой около трех футов. Существо, высеченное из камня, больше всего напоминало ставшего на задние лапы льва, но с крыльями и с огромными жуткими бивнями. Существо выглядело настолько отвратно, что никто не хотел долго задерживаться возле черных изваяний. Никто из начитанных исследователей, не мог вспомнить в какой мифологии могут встречаться такие жуткие персонажи. Но главным в этом зале были огромные металлические ворота высотой не менее трех саженей, на которых имелось тысячи различных фигурок на сюжеты, в которых присутствовали странные персонажи: могучие торсы или красивые женские фигуры были украшены звериными и птичьим головами. С первого взгляда были замечены изображения с головами аллигатора, волка, кошки, ястреба, кобры.
Ворота в иной мир
В сюжетах, отлитых из металла, они находились возле каких-то тел и механизмов, дрались с большими ящерами и могучими обезьянами. Все фигурки были отлиты из белого металла, больше всего напоминающего серебро. Но посередине ворот в центре была выполнена композиция из желтого металла, возможно даже из золота. На ней примерно в два фута в диаметре был изображен человеческий глаз.
Сами ворота были закрыты на два засова, которые более всего напоминали две бронзовых балки длиною в две сажени, вдетые в специально укрепленные гнезда. В воротах поражала даже не их художественное исполнение. Они сами по себе были очень необычными, словно возникшие из другого мира. Позже все участники экспедиции подтвердили, что у них было точно такое чувство, что они откроют ворота в некую опасную преисподнюю.
Самым удивительным было то, что огромные и неподъемные с виду засовы при помощи сложного механизма из бронзовых шестеренок и цепей, который выглядел как вчера изготовленный, способен был сдвинуть с места даже один человек, не прилагая никаких усилий. Засовы отъехали в сторону и оказались на выдвинутых из стены штырях. Оставалось только навалиться на ворота. Ожидаемо, огромные ворота тоже открылись без особого усилия и практически беззвучно. И все исследователи молчаливо застыли, увидев картину, которую по всем историческим и географическим канонам, они увидеть не могли. В заходящем солнце перед ними раскинулась горная котловина, примерно в пять верст диаметром. На фоне коричнево-белых гор Памира, котловина поражала яркой зеленью и цветами.
Но не это было главное. Всю территорию котловины занимал самый удивительный из всех городов, видимых членами экспедиции. Он состоял из дворцов и храмов и больше всего напоминал гравюры античных городов, но было и отличие, посредине города находилось сооружение полностью не вписывавшееся в городской пейзаж. Это была пирамида, облицованная черным гранитом, высотой примерно в 40 саженей. На её усеченной верхушке сиял золотистый металлический знак в виде золотого глаза, помещенного в фигуру пирамиды…